Воспитание учащегося и развитие его творческих способностей.
Самохвалов Александр Владимирович
МУДО «ДШИ №1города Вольска».
Еще Платон и Аристотель, трактуя вопросы художественного воспитания в своих сочинениях (носящих у обоих одинаковое название – «Политика»), подчеркивали роль музыки в нравственном, эстетическом и эмоциональном воспитании. Они высказывали мысль, что наиболее полное воспитательное воздействие музыка оказывает на музыкально образованного человека, и предлагали включить ее в число предметов, изучаемых в школе[1].
Основная деятельность преподавателя ДШИ заключается не только в передаче учащемуся профессиональных умений и навыков, но и в его воспитании и развитии творческих способностей, которые обязательно пригодятся в его дальнейшей жизни. Главной проблемой подрастающего поколения является снижение музыкальной культуры и культуры поведения в целом. В связи с этим особое внимание преподавателям стоит уделять воспитанию подрастающего поколения.
Благодаря развитию информационных технологий появился доступ к разнообразным образцам музыкального и художественного творчества. Так же благодаря сети Интернет мы можем ознакомится с творчеством исполнителей из разных стран, их бытом и особенностью исполнения народных произведений, что дает огромный опыт как преподавателям, так и учащимся. В этом случае главной задачей преподавателя является использование современных технологий в своих целях и направление учащегося в нужное «русло». Так как в сети много информации, которая может негативно повлиять на образовательный и воспитательный процесс, преподавателю необходимо тщательно подбирать ресурсы, из которых учащийся может получить достаточное количество необходимой и полезной информации. При этом конечно стоит учитывать индивидуальные особенности учащегося, его вкусы и интересы. Используя эти факторы в своей работе, преподаватель сможет найти подход к учащемуся, и процесс обучения будет проходить в благоприятной обстановке.
Выбор репертуара является основой обучения и воспитания[2]. При выборе репертуара преподавателю необходимо учитывать мнение учащегося, так же необходимо опираться на его психологические и физические особенности. Эта практика дает положительный результат, ведь учащийся будет проявлять больший интерес к изучению пьесы, которая ему нравится, чем к той которую ему навязали. Для этого, прежде чем взять пьесу в работу преподаватель должен сыграть ее учащемуся, объяснить и обсудить ее особенности. Если пьеса будет выбираться таким образом, то учащийся будет более осмысленно подходить к ее изучению, соответственно и его творческие способности будут постепенно развиваться. Так же учащемуся необходимо давать возможность и поддерживать его стремление к сочинению музыки. Особенно ярко это проявляется у младших школьников. Предлагать записывать его сочинения в нотном виде. Обычно это простые мелодии в несколько нот, преподаватель в этом случае должен подкорректировать и гармонизовать эту мелодию, при этом необходимо объяснить с какой целью и как это делается, тем самым в дальнейшем учащийся сможет самостоятельно использовать полученные знания. Благодаря этому у учащегося будет развиваться творческое мышление и фантазия. Появится интерес к занятиям на музыкальном инструменте. Необходимо всячески поддерживать и поощрять творческую инициативу у учащихся.
На уроках специальности необходимо разнообразить форму занятия, особенно для младших школьников, так как учащиеся еще не приучены к упорному, порой однообразному труду музыканта.[3] Поэтому урок должен проходить в несколько этапов, с небольшими перерывами на отдых от игры на инструменте. Например, сыграв какую-либо пьесу, учащийся должен представить ее в виде некой картины или действия и попытаться представить ее в виде рисунка. Таким образом, у учащегося будет развиваться образное мышление, которое необходимо в дальнейшем изучении музыкального искусства. Преподаватель, давая задание на дом так же должен использовать творческий подход. Например, при изучении нескольких пьес можно предложить учащемуся сочинить самостоятельно сказку или рассказ где будут использованы эти пьесы.
Преподавателю необходимо контактировать с родителями учащихся, ведь только совместные, слаженные действия дадут положительный результат. Основную часть времени учащийся занимается дома, так как объем урока не в силах покрыть всего, что нужно сделать. В этом случае помощниками преподавателя становятся родители учащегося. На начальном этапе обучения учащемуся необходимо совместными усилиями прививать тягу к искусству, развивать эстетические взгляды и вкусы. Так же необходимо прививать любовь к занятиям музыкой, и самостоятельным занятиям в целом. Положительно на воспитании учащихся сказывается просмотр разнообразных концертов, передач о музыкантах, познавательных программ, а так же конкурсов исполнителей. Немаловажным является и личное участие учащегося в различных конкурсах и концертах, так же необходим и личный пример преподавателя, благодаря которому учащийся будет развиваться, и получать новые знания. Так как на современном этапе в воспитании подрастающего поколения решающую роль играют СМИ, преподаватели должны использовать это в своей работе. Давать рекомендации в просмотре той, или иной передачи, или фильма, так же можно использовать ссылки на Интернет ресурсы, которые будут полезны в образовательном процессе. Так после просмотра некоторых передач или выступлений у многих учащихся появляется интерес к занятиям, возникает желание выучить понравившееся ему произведение. Тем самым у учащегося появляется стимул к занятиям. Так как многие исполняемые на концертах произведения являются сложными, виртуозными, учащемуся необходимо много трудиться, чтобы постичь эти произведения, появляется определенная цель, благодаря которой учащийся будет развиваться. Так же просмотр познавательных программ и концертов влияет на развитие художественного и музыкального вкуса. Соответственно постепенно происходит переосмысление того, что действительно является искусством, а что «псевдоискусством».
В целом воспитание сложный процесс, в котором преподаватель должен использовать различные методики, опираться на опыт других преподавателей, но главное нужно помнить, что каждый учащийся это личность, и к каждому учащемуся необходим индивидуальный подход, определенная методика и алгоритм действий. Для этого преподавателю необходимо постоянно саморазвиваться и идти в ногу со временем.
Список используемой литературы
А. П. Шостьин. «Нравственно-воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля». Сергиев Посад, 1899г.
Ю. Т. Акимов. Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Москва, 1970г.
[1] А. П. Шостьин. «Нравственно-воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля». Сергиев Посад, 1899г, стр. 6.